top of page
  • Фото автораAdmin

Народный артист Республики  Абхазия, обладатель ордена "Ахьдз- апша"  II  степени, режиссе


Пьеса «Инапха Кягуа» была поставлена мной для самодеятельного коллектива в 80-е годы. В довоенное время на территории Абхазии было большое количество самодеятельных коллективов при Домах культуры. В Сухуме, при Доме культуры профсоюзов, был такой коллектив, там я и начал свою режиссерскую деятельность по приглашению директора ДК, народного артиста Абхазии и выдающегося танцора- Шамиля Вардания. Я приступил к работе с чтения лекций, с объяснения основ актерского мастерства. Ребята были трудолюбивые, способные, схватывали все на лету. Первая пьеса, которая была поставлена этим коллективом, называлась «Кто из нас глухой?» Ш. Чкадуа. Она была исполнена на таком уровне, что называть коллектив самодеятельным было сложно. Затем, Ш. Вардания предложил поставить пьесу Мты Кове «Инапха Кягуа». Приступили к работе... Ш. Вардания оказывал всяческое содействие и помощь в приобретении костюмов, решении вопросов связанных с декорацией. В день премьеры был аншлаг. Далее последовал гастрольный тур по городам Абхазии. В Сухуме нам была представлена сценическая площадка драматического театра им. С.Чанба. Для меня было удивительным такое отношение молодых парней, не являющихся профессиональными актерами, к своей работе. У них была цель- заслужить любовь своего народа.

Работа в театре продолжалась, ставились новые спектакли, которые воспринимались публикой на «ура». В профсоюз приехала делегация из Тбилиси, когда они посмотрели спектакли, они единогласно решили театру присвоить звание Народный. Далее стал вопрос финансового обеспечения актеров, для его решения я отправился в Дурипш, в то время его называли «колхоз-миллионер». Там меня выслушали, сказали, что без проблем помогут, раз есть такой коллектив. Однако учитывая, что колхоз контролировался районным центром, нужно было обратиться именно туда, что я и сделал. Главой района был К. Озган. Он принял меня, выслушал, и на мое удивление, предложил перевести театр на районное обеспечение, т.е. сделать районным театром. Тогда у нас уже был титул Народного театра, получили мы его в 1987г. Спустя некоторое время, при содействии Алексея Аргуна (по профессии он был театроведом) Ткуарчальскому театру, возглавляемому Ш.Пачалия и Гудаутскому театру, возглавляемому мной, было присвоено имя «Государственный театр Абхазии». Это произошло 22 апреля 1992 года, документы имеются.

За короткое время было поставлено 4 спектакля, они были показаны главе отдела театра Э. Когония, которая отозвалась о них самыми приятными словами, это было 11 августа 1992 года. Мною было принято решение отпустить актёров в отпуск до 25 сентября, по возвращении из которого мы намерены были начать гастрольный тур по Абхазии как Гудаутский Государственный театр. Однако не суждено было этому случиться… 14 августа 1992 началась война, на войне погиб почти весь актерский состав театра.

Иногда я думаю, как бы все сложилось, если бы не война … Был бы сегодня этот театр? На этот вопрос уже никто не ответит, но я думаю, что Гудаутский театр смог бы завоевать любовь зрителей. Актеры для меня были больше чем актеры, отношение у меня к ним было отцовское, «наш отец» называли они меня, «мои дети» отвечал я им. Сейчас уже нет моих детей, нет театра, который был воздвигнут их упорством и самоотдачей, их любовью к искусству. Я рассказываю историю Гудаутского театра для того, чтобы она осталась в памяти, в истории культуры нашего народа.

Желание поставить пьесу более чем 30-летней давности возникло у меня как дань памяти её первых исполнителей…. Инапха Кягуа – народный герой, история которого будет популярна во все времена.

Сегодня, к сожалению, я прихожу к выводу, что забыто и перечеркнуто многое из того, что нам было дано в обмен на человеческие жизни. Наглядно это подтверждается сегодняшней обстановкой в государстве, мировоззрением молодёжи, отношением людей друг к другу. Я надеюсь на то, что смысл постановки будет понятен всем, это солнечный луч надежды из прошлого, озаряющий нам путь в будущее. В постановке этой пьесы я преследую только одну цель, напомнить историю наших предков, чтобы мы все задумались о том, что мы делаем, и зачем мы это делаем….

56 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page